magazin-tyt.ru - Чем отличается Тора от Талмуда? Бер (Борис) Левин


Безусловное положительное отношение это

Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

В психологии и педагогике под правосознанием понимается система психических свойств, реализующихся в когнитивной и чувственно-эмоциональной сфере и детерминирующих субъективное отражение правовой действительности, а также социально-правовое поведение человека[1].

Правосознание - это одна из приоритетных составляющих известной теоретической конструкции (теоретическое тело) более сложных форм правовых сознаний (например, национального "российского правового сознания", "белорусского правового сознания" др).

Содержание

Будучи одной из форм общественного сознания, правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, чувств, людей, их объединений, всего общества в целом относительно права и правовых явлений. Это познавательно-оценочное отношение людей к прошлому и действующему законодательству, идеи о его дальнейшем совершенствовании, о законности, правосудии. Сюда также входит осознание объективной необходимости права в современном обществе, его социального назначения, связи с такими демократическими идеалами, как справедливость, свобода, естественные и неотъемлемые права личности. Наконец, это и отношение к актам поведения людей, их оценочная характеристика с точки зрения правомерности или неправомерности, совокупность психологических установок и ценностных ориентаций на неукоснительное соблюдение норм права.

Определяясь уровнем развития общества, и в первую очередь экономических отношений, правосознание носит исторический характер. Каждая эпоха развития человечества характеризуется различными, порой противоречивыми, правовыми взглядами (оправдание рабовладения, сословного деления населения, идеи народовластия и свободы личности и т.д.).

Правосознание тесно связано с другими формами общественного сознания - с моральными воззрениями, политическими взглядами, философскими концепциями, идеологическими теориями, отражает национальные, религиозные, бытовые и иные особенности. В правовой идеологии возможны различные взгляды и идеи, их борьба между собой (отношение к смертной казни, праву собственности на землю, к соотношению полномочий парламента и президента и др.).

Правосознание охватывает основные сферы юридически значимого поведения человека, реализация которых регламентирована правом. К основным сферам правосознания относятся[2]:

-    сфера обеспечения материальных интересов (применительно к ней определены права, законные способы обеспечения материальных интересов и порядок их реализации, установлены административные и уголовно-правовые запреты, квалифицируемые как корыстные преступления);

-    сфера взаимодействия с другими людьми и иными социальными субъектами, в том числе с представителями органов государства (применительно к ней установлены права и обязанности дееспособного лица, административно и уголовно наказуемые деяния, которые выражаются в насильственных и иных вредоносных действиях против социальных субъектов);

-    сфера потребления и досуга, удовлетворения потребностей в отдыхе, развлечениях и т. п. (для этой сферы характерны незаконные действия, приносящие физический или моральный вред самому субъекту, другим людям, общественной нравственности и другим социальным ценностям) [1].

Правосознание охватывает социальные роли, которые выполняет человек, и реализация которых предусматривает определенные обязанности и запреты. Так, человек выполняет различные регулируемые правом социальные роли родителя, труженика, свидетеля, родителя, водителя, пассажира и т. д. Так, для лиц, имеющих детей, установлены обязанности материального содержания несовершеннолетних детей, участия в их воспитании, заботы о их здоровье. Определен также ряд гражданских обязанностей, невыполнение которых влечет уголовную ответственность, например, за уклонение от призыва на военную службу, уклонение от дачи свидетельских показаний, неоказание помощи пострадавшему в определенных случаях и т. д.

Ядро правосознания личности[3].

Формирование правосознания личности требует знания его основных компонентов (свойств), существенно детерминирующих социально-правовое поведение индивида.

Проведенный нами анализ результатов философских, правовых, а также психолого-педагогических исследований позволяет выделить следующие базовые свойства правосознания (ядро), существенно детерминирующие социально-правовое поведение человека:

-    знание правовых предписаний (правовые знания);

-    оценочное отношение к закону, правовым предписаниям;

-    оценочное отношение социально-правовому поведению (законопослушному, противоправному и собственному);

-    оценочное отношение к субъектам социально-правового поведения (законопослушному человеку, преступнику и потерпевшему);

-    оценочное отношение к правоохраняемым социальным ценностям;

-    оценочное отношение к органам государственной власти, включая  правоохранительные органы, и их деятельности;

-    оценочное отношение к выполнению гражданского долга по участию в поддержании правопорядка;

-    социально-правовые ожидания.

Знание правовых предписаний и запретов. Правовые знания являются значимым элементом правовой подготовленности личности и выступают одним из условий законопослушного поведения. Поэтому важнейшим направлением правового воспитания выступает именно правовая подготовка.

Однако сами по себе правовые знания, уровень правовой подготовленности существенно не влияет на направленность социально-правового поведения. Так, А. Р. Ратинов и Г. Х. Ефремова эмпирически доказывают, что общий объем правовой осведомленности достаточно высок, как у правонарушителей, так и законопослушных граждан, и даже несколько выше у преступников. Сходные данные получены А. И. Долговой.

Отношение к закону, правовым предписаниям. Отношение людей к закону, основанное на нравственных ценностях, выступает стержневым элементом правосознания и может быть отрицательным, противоречивым либо положительным. Не знание тонкостей правовых предписаний, а целостное восприятие права как неприкосновенного института является важнейшим детерминантом законопослушного поведения. Как правило, поведение людей обусловлено не правовыми нормами, а представлениями о нормах права. При этом у гармонично развитой личности представления о нормах права и морали совпадают.

Оценочные отношения к правопослушному и противоправному поведению людей, субъектам социально-правового поведения. Восприятие и оценка правового поведения других людей выступает источником собственного правового поведения. Одобрительная оценка определенных видов правонарушений обусловливает собственное правонарушающее поведение и наоборот. В этой связи в правовоспитательных целях важным является изучение отношения индивида к правомерным и противоправным способам удовлетворения потребностей или разрешения проблемных ситуаций. К данному компоненту можно отнести и представление о правовых позициях других людей, так как для субъекта социального поведения характерна ориентация на других людей, прежде всего на тех, с которыми он себя идентифицирует, которые для него представляют референтную социальную группу.

Отношение к правоохраняемым социальным ценностям. К правоохраняемым социальным ценностям уголовное законодательство относит мирное и безопасное существование человечества; жизнь, здоровье, честь, достоинство, права, свободы, личные интересы человека, его собственность; уклад семейных отношений; окружающую и природную среду; общественные и государственные интересы (безопасность, здоровье населения, общественный порядок и пр.) и т. д.

Отношение к правоохраняемым социальным ценностям может быть уважительным, гуманным либо эгоистичным, потребительским, пренебрежительным, неприязненным. Уважительное отношение к социальным ценностям существенно определяет выбор правомерных и морально одобряемых способов взаимодействия с ними. Противоположное отношение прямо не предопределяет склонность субъекта к вредоносным действиям, но характерно для лиц, совершающих противоправные посягательства на них.

Оценочные отношения к правоохранительным органам и их деятельности, выполнению гражданского долга по участию в поддержании правопорядка. Данные структурные компоненты правосознания выражают отношение к правовому контролю, осуществляемому правоохранительными органами, выявлению ими противоправных деяний и лиц, их совершающих, к применению правовых санкций и мер юридической ответственности, уголовно-исполнительной системе и мерам наказания. Отношение к правоохранительным органам и их деятельности является одним из основных элементов правосознания, детерминирующих социально-правовое поведение людей. При этом характер этих отношений определяет уровень правовой активности граждан в поддержании правопорядка, степень напряженности во взаимоотношениях населения и власти.

Социально-правовые ожидания. Социально-правовые ожидания выражают представления о положительных или отрицательных последствиях противоправного поведения, а также успешности законопослушных способов удовлетворения потребностей и интересов, разрешения жизненных проблем. Эти ожидания касаются, с одной стороны, наступления или ненаступления юридической ответственности за совершение противоправных действий (ее неотвратимости или возможности избежать), а с другой – успешности правомерных путей удовлетворения определенных интересов. Прогнозирование правовых последствий совершаемого действия выступает сдерживающим фактором от совершения преступления

  • Правовая идеология (отношение общества к праву в целом — правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.
  • Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.
  • Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.
  • Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).
  • Субъективная воля индивида — способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.
  • Индивидуальное правосознание — личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.
  • Групповое — отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.
  • Корпоративное — правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.
  • Массовое — правосознание обширных масс людей.
  • Общественное — отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).

Для правовоспитательной деятельности важным является классификация правосознания по уровню его сформированности либо правовой зрелости (развитости) личности. В этой связи можно выделить правосознание личности с правопослушной (нормоправной) и противоправной (противоречивой, криминогенной) направленностью поведения. Правопослушная направленность правосознания выражает личностную предрасположенность к соблюдению правовых предписаний и волевую устойчивость против совершения противоправных деяний, в том числе устойчивость по отношению к криминогенным обстоятельствам и влияниям. Противоправная направленность связана с наличием дефектов правосознания, выступающих личностными предпосылками противоправного поведения. Правосознание личности нормоправной и противоправной направленности можно с различной степенью детализации дифференцировать в зависимости от уровня сформированности в следующем диапазоне: гармонично нормоправное – противоречивое – гармонично противоправное (криминогенное, криминальное). Свойства правосознания личности правопослушной либо противоправной направленности поведения формируются в процессе правовой социализации, взаимосвязаны между собой и представляют систему. В зависимости от различных условий те или иные свойства могут быть сформированы лучше, чем другие, что обусловливает противоречивость правосознания[4].

Психолого-педагогическая характеристика правосознания личности нормоправной и противоправной направленности поведения[5][править | править вики-текст]

Психолого-педагогическая характеристика правосознания личности нормоправной направленности противоправной направленности

(дефекты правосознания)

Знание правовых предписаний Достаточное знание правовых предписаний и запретов, необхо­димое для того, чтобы умышленно не нарушать закон Отсутствие или недостаточное (пробельное, фрагментарное) знание правовых запретов,

отсутствие понятных и конкретных представлений об уголовной или административной ответственности за содеянное

Отношение к закону, правовым предписаниям Отношение к закону уважительное;

представление о социальной важности и необходимости правовых предписаний;

убеждение об обязательности исполнения требований правовых предписаний;

представление о том, что боль­шин­ство людей уважительно отно­сятся к закону и соблюдают требования правовых предписаний;

представления о справедливости правовых предписаний в обществе;

представление о законе как за­щитнике конкретного гражданина и в целом всего общества

Отношение к закону, правовым предписаниям отрицательное или противоречивое;

представления о правовых требованиях, правах и обязанностях неадекватные, необязательные для исполнения, вредные (ненужные) для людей и т. д.;

представление о том, что большинство людей неуважительно относятся к закону и уклоняются от соблюдения требований правовых предписаний;

представление о несправедливости правовых предписаний в обществе;

восприятие законов как защитников государства и власти, а не человека и общества

Знания и представления о способах решения жизненных проблем,

разрешения проблемных ситуаций, конфликтов

Четкие и конкретные представления о правомерных способах удовлетворения своих потребностей в сфере материального обеспечения жизни, взаимодействия с другими людьми (разрешения конфликтных ситуаций), развлечения и досуга (проведения свободного времени), обеспечения собственных прав и интересов, а также прав и интересов других людей;

представления о способах удовлетворения своих потребностей и интересов, а также жизненные притязания адекватные, соответствуют объективным и субъективным возможностям субъекта;

личная неприемлемость противоправного способа удовлетворения потребностей, интересов и притязаний;

представления о противоправных способах удовлетворения потребностей как несущих угрозу другим людям;

представления о правопослушных способах удовлетворения потребностей как единственно возможных и полезных для других людей

Незнание правомерных способов удовлетворения своих потребностей в сфере материального обеспечения жизни, взаимодействия с другими людьми (разрешения конфликтных ситуаций), развлечения и досуга (проведения свободного времени), обеспечения собственных прав и интересов, а также прав и интересов других людей.

Неуважительное отношение к правомерным способам удовлетворения своих потребностей, прав и интересов, а также прав и интересов других людей;

представления о сложности и проблемности удовлетворения своих потребностей, прав и интересов правомерным способом;

противоправные способы удовлетворения потребностей и интересов, воспринимаемые как «неправильные», но необходимые (единственно возможные) для решения жизненных проблем;

представления о невозможности законного удовлетворения своих потребностей, интересов и притязаний (либо возможно, но это потребует больше усилий и затрат по сравнению с противоправным способом)

Отношение к правопослушному и противоправному

поведению людей

Противоправное поведение, преступный образ жизни неприемлемы (невыгодны, неправильны, аморальны), выражения к нему отрицательного отношения и понимание его негативного смыс­ла;

законопослушное поведение, воспринимаемое как «нормальное», проявляющееся в положительном отношении (выгодное, правильное, нравственное) к правопослушному образу жизни;

осуждающее отношение к противоправному поведению

Нормоправное поведение, образ жизни неприемлемы (невыгодны, неправильны), выражение к нему отрицательного отношения и понимание его негативного смысла;

противоправное поведение, воспринимаемое как «нормальное», выражающееся в положительном отношении (выгодное, правильное) к преступному образу жизни;

противоправное поведение, воспринимаемое как «неправильное», но вынужденно необходимое для решения жизненных проблем;

оправдательное отношение к отдельным преступлениям

Представления о законопослушном человеке,

человеке, совершающем противоправное деяние, и отношение к нему

представления о большинстве правопослушных людей;

убежденность в том, что общество (большинство людей) морально одобряет и всячески поддерживает (стимулирует) законопослушное поведение граждан;

идентификация себя с правопослушным гражданином;

представление о том, что лишь некоторые люди (незначительная часть общества) умышленно совершают преступления;

осуждающее отношение к преступнику.

Представления о том, что большинство совершают правонарушения, спокойное к этому отношение;

отрицательное отношение к законопослушному гражданину либо безразлично-пренебрежительное;

положительное отношение к правонарушителю, отсутствие осуждающей позиции к нему;

идентификация себя с преступником;

оправдательное отношение к преступнику

Отношение к правоохраняемым социальным ценностям Уважительное (почитаемое) отношение к правоохраняемым социальным ценностям;

сострадательное отношение к объектам преступного посягательства (правоохраняемым ценностям)

Отрицательное (пренебрежительное, негуманное, эгоистичное, потребительское, неприязненное и т. д.) отношение к правоохраняемым социальным ценностям Социально-правовые ожидания Представления о том, что значительную часть преступников настигает уголовная ответственность, избежать наказания достаточно трудно Представления о том, что значительная часть преступников избегает ответственности либо это достаточно легко сделать, совершив правонарушение Отношение к правоохранительным органам и их деятельности Адекватная оценка криминогенной ситуации в регионе;

представления о наличии в обществе должного контроля над правопорядком;

чувство безопасности от преступных посягательств;

уважительное отношение к органам правопорядка и их деятельности

Представления об отсутствии в обществе должного контроля над правопорядком;

представления об отсутствии чувства безопасности;

оценка криминогенной обстановки как сложной с высоким уровнем преступности при объективно должном уровне правопорядка;

неадекватная оценка деятельности органов правопорядка;

выраженное неаргументированное отрицательное отношение к органам правопорядка

Отношение к выполнению гражданского долга

по участию в поддержании правопорядка

Положительное отношение к возможности оказывать помощь органам правопорядка; безусловное отношение к участию в оказании помощи органам правопорядка Отрицательное отношение к возможности оказывать помощь органам правопорядка; согласие участвовать в правоохранительной деятельности при нарушении собственных прав, защите личной собственности либо прав и свобод близких

Отраженные в таблице психолого-педагогические характеристики свойств правосознания личности позволяют спроектировать идеальные модели правосознания личности правопослушного члена общества и преступника[6].

«Идеальная» модель правосознания личности правопослушного члена общества:

-    достаточно знает нормы права;

-    уважительно относится к закону, убежден в обязательности исполнения требований правовых предписаний;

-    имеет конкретные представления о правомерных способах удовлетворения своих потребностей и решения жизненных проблем;

-    выражает негативное отношение к преступному образу жизни, осуждает лиц, совершающих правонарушения;

-    законопослушное поведение воспринимает как должное, идентифицирует себя с правопослушным гражданином;

-    почитает социальные ценности;

-    считает, что избежать наказания за нарушение закона достаточно трудно;

-    уважительно относится к органам правопорядка, считает необходимым оказывать помощь органам правопорядка.

«Идеальная» модель правосознания личности преступника:

-    недостаточно знает правовые запреты;

-    к правовым предписаниям относится скептически, отрицательно;

-    не знает правомерные способы удовлетворения потребностей и решения жизненных проблем либо отрицательно к ним относится;

-    законопослушное поведение, образ жизни считает неприемлемым (невыгодным), противоправное поведение воспринимает как «нормальное»;

-    идентифицирует себя с правонарушителем, оправдательно относится к преступнику;

-    пренебрежительно относится к правоохраняемым социальным ценностям;

-    убежден в том, что значительная часть преступников избегает ответственности;

-    не аргументированно отрицательно относится к государственным органам власти;

-    считает не возможным оказывать помощь органам правопорядка.

Структура правосознания:

  1. Первый элемент — информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе.
  2. Второй элемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями.
  3. Третий — волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон или нет.

Уровни правосознания по глубине отражения правовой деятельности[править | править вики-текст]

  • Обыденное правосознание — правосознание обывателя, ориентирующегося на свой житейский юридический опыт. В данном случае человек руководствуется простой логикой.
  • Теоретическое (научное) правосознание — формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знаний и закономерностей в социально-правовой сфере.
  • Профессиональное правосознание — это правовое сознание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юриста.
  • Познавательная функция - определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.
  • Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.
  • Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности.
  • Прогностическая функция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию.

Между правом и правосознанием существует тесная взаимная связь. Эта связь проявляется как во влиянии правосознания на право, так и наоборот — во влиянии права на правосознание. Прежде всего, это влияние проявляется в процессе формирования права и весьма заметно на его завершающей стадии — стадии правотворчества. Оно заключается в том, что именно правосознание вырабатывает представления о необходимости и потребности принятия определенных нормативно-правовых решений. Определяющее значение имеет уровень правосознания, правовой культуры всех субъектов, участвующих в создании нормативных правовых актов.

Не в меньшей степени правосознание влияет и на соблюдение законов. Как форма общественного сознания оно оказывает корректирующее воздействие на сознание отдельных индивидов и таким образом способствует повышению его уровня, приближению индивидуального правосознания к общественному. Соблюдение требований законодательства находится в прямой зависимости от уровня правосознания всех членов общества, их культурности.

Правосознание играет важную роль и при решении компетентными органами конкретных юридических дел в процессе применения правовых норм. В настоящее время без наличия соответствующей нормы права правосознание не может быть основанием при принятии решений по юридическим делам, и тем более когда речь идет о привлечении к уголовной ответственности, то есть оно не используется в качестве источника права.

В свою очередь происходит воздействие права на правосознание. Оно проявляется в том, что право способствует внедрению в сознание членов общества прогрессивных правовых идей, принципов и представлений о праве. Положенные в основу определенного законодательного акта прогрессивные идеи и представления сначала могут принадлежать отдельным представителям общества, обладающим высоким уровнем правовой осведомленности. Приняв форму закона или иного акта, эти идеи становятся достоянием всего общества, они широко распространяются, воспринимаются и осознаются всеми членами общества.

Право оказывает влияние на формирование правосознания и в процессе его реализации, особенно в форме применения. Деятельность по применению права судов, органов внутренних дел, прокурорских и других органов, основанная на законности, справедливости и гуманности, способствует становлению и развитию у людей положительных правовых чувств, утверждению высокого уровня правосознания. Если же в процессе этой работы допускаются грубые ошибки, произвол, беззаконие, то это вызывает возмущение, подрывает силу права, в саму идею справедливости. Таким образом, правосознание играет важную роль в правотворчестве, совершенствовании и реализации норм права. Право, юридическая практика, в свою очередь, активно воздействуют на формирование правосознания членов общества.

  1. Стуканов, В. Г. Теоретико-методологические вопросы изучения правосознания / В. Г. Стуканов // Инновационные образовательные технологии. – 2013. – №1 (33). – С. 30-34. – Режим доступа: http://media.miu.by/files/store/items/iot/33/iot_33_2013_6.pdf
  2. Пастушеня, А. Н. Психологическая характеристика индивидуального и общественного правосознания: структурно-содержательный аспект [Электронный ресурс] / А.Н. Пастушеня // Психология и право. - 2012. – № 1. – Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyandlaw; Стуканов, В. Г. Информационно-педагогическая система формирования правосознания личности : монография / В. Г. Стуканов. - Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2016. - 279 с. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=28087013
  3. Стуканов, В. Г. Информационно-педагогическая система формирования правосознания личности : монография / В. Г. Стуканов. - Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2016. - 279 с. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=28087013
  4. Стуканов, В. Г. Теоретико-методологические вопросы изучения правосознания / В. Г. Стуканов // Инновационные образовательные технологии. – 2013. – №1 (33). – С. 30-34. – Режим доступа: http://media.miu.by/files/store/items/iot/33/iot_33_2013_6.pdf
  5. Стуканов В.Г. Информационно-педагогическая система формирования правосознания личности : монография. Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2016. - 279 с..
  6. Стуканов, В. Г. Правосознание личности как предмет правового воспитания / В. Г. Стуканов // Народная асвета. – 2016. - №10. – С. 18-22.
  • Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. — М.: Юридическая литература, 1981. — Т. 1. — 361 с.
  • Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. — М.: Юридическая литература, 1982. — Т. 2. — безусловное положительное отношение это 360 с.
  • Бельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. — М.: Высш. школа, 1982. — 183 с.
  • Бура Н.А. Функции общественного правосознания. — К.: Наукова думка, 1986.
  • Высоких Ю.В. Генетические истоки правосознания // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». — 2006. — № 13(68).
  • Высоких Ю.В. К вопросу о первоисточниках правосознания // Социум и власть. — 2007. — № 1(13). — С. 58–60.
  • Гуляихин В.Н. Структурно-функциональные особенности различных состояний правосознания человека // Юридические исследования. — 2012. — № 2. — С. 90-116.
  • Ефремова, Г. Х. Правосознания психология / Г. Х. Ефремова, А. Р. Ратинов // Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. проф. А. М. Столяренко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. – С. 64–65.
  • Ильин И.А. О сущности правосознания / подгот. текста и вступит, ст. И.Н. Смирнова. — М.: Рарогъ, 1993. — 235 с. — ISBN 5-87372-005-6.
  • Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. — М.: Юридическая литература, 1973. — 344 с.
  • Остроумов Г.С. Правовое осознание действительности / Отв. ред.: Фарберов Н.П.. — М.: Наука, 1969. — 175 с.
  • Общая теория права / Под ред. Пиголкина А.С.. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. — 384 с.
  • Пастушеня, А. Н. Психологическая характеристика индивидуального и общественного правосознания: структурно-содержательный аспект [Электронный ресурс] / А.Н. Пастушеня // Психология и право. - 2012. – № 1. – Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyandlaw.
  • Покровский, И. Ф. Формирование правосознания личности (вопросы теории и практики) / И. Ф. Покровский. – Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1972. - 152 с.
  • Ратинов, А. Р. Правосознание и преступное поведение / А. Р. Ратинов // Вопросы изучения преступности и борьбы с нею : сб. материалов III Всесоюз. науч. семинара по проблемам криминологии. – М. : Изд-во Всесоюз. ин-та по изучению причин и разраб. мер предупреждения преступности, 1975. – С. 70–87.
  • Ратинов, А. Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования / А. Р. Ратинов // Методология и методы социальной психологии. – М. : Наука, 1977. – С. 201–214.
  • Стуканов, В. Г. Информационно-педагогическая система формирования правосознания личности : монография / В. Г. Стуканов. - Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2016. - 279 с. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=28087013
  • Стуканов, В. Г. Теоретико-методологические вопросы изучения правосознания / В. Г. Стуканов // Инновационные образовательные технологии. – 2013. – №1 (33). – С. 30-34. – Режим доступа: http://media.miu.by/files/store/items/iot/33/iot_33_2013_6.pdf
  • Уледов А.К. Структура общественного сознания. — М.: Мысль, 1968. — 330 с.
  • Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. — М.: Юридическая литература, 1963. — 205 с.
  • Хайек Ф.А. Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики = Law, Legislation and Liberty. — М.: ИРИСЭН, 2006. — 644 с. — ISBN 5-91066-010-1.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5


Закрыть ... [X]

Становление психологии как науки - Лекция по Госты для санитарной одежды

Безусловное положительное отношение это Тема 9. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В
Безусловное положительное отношение это Рабочая программа (4 класс) по теме: Т. Д
Безусловное положительное отношение это Тема 3. Общение с пациентом. Специфика
Безусловное положительное отношение это Примеры эссе по обществознанию (ЕГЭ)
Безусловное положительное отношение это Глава II. Категории этики - m
Безусловное положительное отношение это Солнце
Автоматическое проветривание теплиц: как смастерить автомат для Голосовые поздравления с юбилеем скачать mp3 музыку в хорошем качестве Календарь стрижки волос по Тибетскому календарю Тибетский Краска для волос Estel S-OS специальная осветляющая серия Масло чайного дерева для отбеливания зубов: отзывы Натяжные потолки с подсветкой Одноуровневые и и Отпуск по уходу за ребенком: как оплачивается и оформляется С Днем Рождения Алла - Открытки с именами - Анимационные блестящие